Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в научной литературе, как посвященной менеджменту в целом, так и психологии управления практически не освещен вопрос истории развития менеджмента в России. Все существующие учебники или научные статьи подробно рассказывают об иностранном вкладе в изучение менеджмента или развитии теории менеджмента на Западе.
К сожалению, психология управления как самостоятельное направление менеджмента так же изучена слабо. Как и в случае с менеджментом научные труды направлены на изучение общего знания о менеджменте, но они не учитывают местной специфики конкретной страны.
Здесь следует добавить, что модели менеджмента, хорошо зарекомендовавшие себя, например, в Японии могут не сработать в США или в Канаде и наоборот. Дело в том, что в каждой стране существуют свои особые требования к правлению. Каждый этнос по-своему воспринимает управление. Соответственно этносы или народности хорошо или плохо воспринимают тот или иной стиль управления.
Именно по этой причине важно рассмотреть особенности развития менеджмента в той или иной стране. Изучение теории развития менеджмента на примере России важно хотя бы потому, что в России в разное время так же предпринимались попытки изучения менеджмента. Однако эти концепции не получили широкого распространения.
Однако важно понимать, что такие модели управления, разработанные именно для России с учетом особенностей национального менталитета могут оказаться гораздо эффективнее и продуктивнее чем концепции, придуманные европейскими учеными. А. Файоль, М. Вэбер создавали свои труды применительно к другим социально-экономическим условиям жизни и труда в мире.
Цель исследования – выявить особенности развития менеджмента в России.
Объект исследования – менеджмент, как наука.
Предмет исследования – развитие менеджмента в России.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «менеджмент»
2. Рассмотреть особенности развития менеджмента в России.
3. Выявить особенности применения иностранных практик менеджмента в России.
4.Выявить профессионально-важные качества менеджера.
5. Провести исследование.
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Гипотеза исследования – менеджер должен обладать сильной силой волей, а так же иметь склонность к рациональным действиям и быть настойчивым.
Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы согласно логике исследования, заключения и списка литературы.
1. Теоретические подходы к развитию менеджмента в России
1.1. Понятие о современном менеджменте
Менеджмент — это наука, которая занимается исследованием природы управления трудом, а также принципами и условиями, влияющими на его эффективность. История менеджмента начинается с древних времен и продолжается по наши дни [14].
Зарождение менеджмента приходится на период перехода от охоты и собирательства к производству. Самая простая форма управления была в первобытном обществе, где управление строилось не отдельными личностями, а всеми членами рода.
Первая система управления была сформирована в Древнем Египте, где был установлен жесткий контроль за рабочим процессом, проводился анализ деятельности и выявлялись причины невыполнения установленного плана. Надо сказать, что мнения мыслителей Древнего Египта несколько отличались по определению самого понятия управления. К примеру, по мнению Сократа, самое важное, чтобы человек был на своем месте и качественно выполнял работу, Платон считал, что управление – главное звено в обеспечении жизни общества, а Аристотель видел необходимость в присутствии управляющего, контролирующего работу рабов.
Наука о менеджменте постоянно развивается, проводятся исследования и создаются новые направления. В конце 19 – начале 20 века стали создаваться крупнейшие предприятия, появилась необходимость изменения системы управления производством. Далее схему управления совершенствовали школы научного управления [1].
Самое важное внимание в данном направлении отводится наибольшей эффективности управления производственным процессом и трудом. Основные факторы системы научного менеджмента [14]:
использование техники для эффективной деятельности крупного бизнеса,
стремление людей любыми методами достичь максимально эффективного выполнения работы.
Главные принципы научного управления [2]:
распределение работников в соответствии с разработанными тестами,
исследование временных затрат работника,
распределение деятельности на специализации,
применение стимулирования труда,
разделение ответственности между персоналом.
Для классической школы управления характерно выделение главенствующей роли руководства и исключение индивидуальных инициатив работников. В этом направлении можно выделить следующие организационные мотивы, которые применимы и в современном обществе [3]:
разделение деятельности,
переход целей от руководства к работникам,
ограниченное количество работников.
Постепенно с развитием двух школ, менеджмент стал взаимодействовать с психологией, стал учитываться в управлении человеческий фактор, что позволило усовершенствовать социальную структуру предприятий. Стали применяться тесты на определение профессиональной пригодности.
Основные факторы школы человеческих отношений [5]:
взаимодействие руководства и сотрудников,
общение психологов с персоналом,
организация различных мероприятий,
приветствие неформальных течений.
По мнению психолога Мэйо на качество труда и отношение к трудовой деятельности огромное влияние оказывает неформальная обстановка в коллективе. Общение с людьми может благотворно влиять на успешность работы.
Смысл его теории состоит в том, что каждого работника нужно мотивировать для того, чтобы максимально раскрыть его потенциал. Среди минусов этого направления нужно выделить недостаточное внимание к технологическим аспектам и недостатки в плане применения системных решений задач.
Поведенческая школа приобрела популярность в 60-е годы. Ее главными задачами являются [4]:
изучение поведения человека,
изучение проблем социального характера,
улучшение отношений между отдельными людьми,
повышение роли авторитета в обществе,
поведенческие стереотипы,
совершенствование трудовых задач и уровня деятельности.
В соответствии с концепцией школы науки управления все управленческие задачи решаются путем разработки и внедрения конкретных моделей [7]:
обозначение проблемы,
разработка и изучение модели обстоятельства (ситуации),
замещение словарного анализа численными значениями.
Используя ситуационный подход, школа науки определила взаимосвязь между происходящими переменами: внутренними и внешними. Многие внутренние проблемы предприятия зависят от внешних перемен (например, от внешней среды).
Определенный успех школе науки принесло использование системного подхода, который нашел применение в 50-х годах. Ранее этот подход применялся только в точных науках, его цель: использование взаимосвязанных факторов для выполнения одной задачи.
В эти же годы школа научного управления стала широко использовать системный анализ, главной задачей которого является взаимосвязь отдельных ситуаций, участвующих в построении одной общей модели. Надо сказать, что в данном вопросе поведенческая школа имела больший успех, это связано с тем, что основная часть проблем зависит от человеческих отношений. Далеко не все предприниматели принимали достаточно непростые методы школы научного управления.
История развития менеджмента в России значительно отличается от этого процесса в странах Запада. Свое начало она берет с времен Руси, но как самостоятельную науку, ее принято считать с конца 19-го века. Достаточно низкий уровень развития экономики сдерживал инновационные процессы в промышленности страны. Однако, с течением времени на смену аграрным пришли индустриальные течения. Ученые проводили исследования, устанавливали взаимозависимость между явлениями и создавали свои методы управления.
С развитием производства возникла потребность в развитии управления, так как без грамотно построенного менеджмента невозможно эффективное производство на предприятии. В связи с этим, понадобились новые управленческие кадры.
Громадную роль в развитии менеджмента сыграл П.А. Столыпин – именно его заслуга в формировании основных принципов теории менеджмента в России. Его программа реформ касалась всех областей государственного управления. После Октябрьской революции менеджмент был ориентирован на классовое разделение и пролетарскую идеологию. Этот период является началом развития отечественных школ менеджмента [6].
В 30-е годы, в СССР был издан первый советский учебник по организации производства, кроме того, была создана система подготовки кадровых работников с высшим и средним образованием, появилась новая специальность – инженер-экономист, которая впоследствии стала главной среди специальностей в сфере экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андриянова М.В., Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Российская модель менеджмента: перспективы развития в ХХI веке. – Экономика и управление в В XXI веке: стратегии устойчивого развития // сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017 – С. 30-32.
2. Белкин В.Н. Пути развития российского менеджмента // Челябинский гуманитарий. 2012. №1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-rossiyskogo-menedzhmenta (дата обращения: 19.12.2020).
3. Власова А.О., Богданова Е.А. Менеджмент. Эффективные методы управления организацией и персоналом. – Казань: ДЛТ, 2018. – 374 с.
4. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Менеджмент ХХI века. Методы. Развитие и совершенствование. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
5. Жекова В. Личность менеджера: основные черты и качества // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-menedzhera-osnovnye-cherty-i-kachestva (дата обращения: 18.12.2020).
6. Измайлова В.П. Современный менеджмент в России ХХI века. Эффективные стратегии управления. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
7. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Современный менеджмент. Стратегии управления организацией и персоналом. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
8. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Управленческие тренды ХХI века. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2019. – 476 с.
9. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Российская система менеджмента ХХI века. Черты и представители. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
10. Новожилова А.А., Сычева Ю.С. Система менеджмента в России ХХI века. Пути развития. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
11. Суворов В.А. Хомяков А.С. Иностранная практика менеджмента в России. Достоинства и недостатки. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
12. Терентьева О.В., Логинова В.С. Менеджмент ХХI века в России. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
13. Фролов Е.В. Русская школа менеджмента. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.
14. Шумков М.А. Новые тенденции в развитии системы управления / М. А. Шумков. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 373-375. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68834/ (дата обращения: 19.12.2020).